9/9

Секретный плавающий Ягуар

12-07-2021
Сергей Родионов

Мы расскажем в этой статье о тестировании уникального плавающего УАЗа. Прошло 35 лет после тайных испытаний, и амфибия УАЗ-3907 снова оказалась на этом месте.

Один из участников, сохранивший юношеский задор, Владимир Дунаев, являющийся легендой УАЗа, водителем-испытателем, многократным чемпионом СССР по автокроссу, участником автомобильного похода на Эльбрус, рассказал, каким оказался запас плавучести, свойственный Ягуару. Испытатели на спор открывали во время плавания машины дверь. Поток воды сначала хлынул в салон, но потом дверь оказалась плотно прижатой к проему. Во время другого эксперимента они въезжали в реку, не закрыв сливные пробки кузова.


Вера инженеров в машину была очень высокой, что стало поводом для отчаянных и авантюрных поступков. Например, машину отправили в плавание, посадив в салон 21 пассажира, хотя по расчету масса была ограничена водителем плюс 600 кг. Дунаев отрицает, что водного похода между Ульяновском и Астраханью не было, это только байка. Хотя испытания на воде реально проходили сутками, для теста курсировали по Волге, делая перерывы лишь для дозаправки.

Почему «Ягуар»?

Прототипы амфибии долго не показывали посторонним, ограничиваясь испытаниями на реке Свияге. В 1976-ом году УАЗ по заказу военных занялся разработкой плавающего внедорожника, поэтому проект сразу стал засекреченным. Машину планировали передать десантникам, морской пехоте, разведке, другим высокомобильным формированиям специального назначения, как машине для управления и связи.

Чем обусловлено такое название проекта? Говорят, что армейской юморной хитростью. Почему мощный пулемет называют Тюльпаном или тяжелую огнеметную систему – Буратино? Ягуар к тому же является единственным кошачьим хищником, расположенным к купаниям. Если ознакомиться с заводскими документами, то амфибию наградили цифровым обозначением 3907.

Параметры проекта

Базировался проект на УАЗ-469. Военные полюбили непритязательного козлика, да и по времени приходилось торопиться. Конструкторы получили свободу действий, и им удалось развлечься основательно. Ягуар был буквально нафарширован необычными решениями. От серийного внедорожника осталась только общая компоновка в сочетании с рессорными подвесками и мостами плюс колесными редукторами, предназначенными для увеличения дорожного просвета.

База была сохранена штатной 2380 мм, а раму нарастили как сзади, так и спереди, что важно для обеспечения машине плавучести. Поэтому Ягуар обладает несколько неуклюжим видом, из-за пухлого кузова и больших свесов. Он резонно считается несущим, благодаря расположению скелета в герметичном корпусе.

Ягуар был оснащен свежим карбюраторным мотором УМЗ-414: 2,5 л рабочего объема, 77 л.с. мощности. По воспоминаниям Владимира Ивановича, поначалу УАЗ-3907 не удавалось осилить 500 метров из-за перегрева мотора, находящегося в замкнутом пространстве. Затем воспользовались гениальным предложением Дунаева, развернув на 180 градусов систему охлаждения. Теперь поступление холодного воздуха в отсек происходило из решеток, расположенных рядом с ветровыми стеклами, и трюма, протягиваясь через карбюратор и выбрасываясь через волнорез наружу. Благодаря этому удалось решить проблему, и температура в условиях гор, пустыни и водной стихии соответствовала нормативам.

Применение полностью синхронизированной четырехступенчатой механики, отличающейся оригинальными передаточными числами, также осуществлялось впервые. Это же касается постоянного полного привода с понижайкой, и блокированием межосевого дифференциала (аналогично классической Ниве), которого до сих пор не внедрено на серийных УАЗах. Хотя подобной трансмиссией оснащали первые модели Ягуаров в 80-ые годы. Уазовским испытателям подобная схема не очень нравится, они лучше относятся к классическому парт-тайму, благодаря которому ход по асфальту легче, а оказавшись на бездорожье, можно подключать передок.

Характеристики модели

На шоссе Ягуар способен развивать до 100 км/ч, помехи обусловлены лишь едким запахом выхлопных газов, поначалу веселящих, но вскоре хочется вести машину в противогазе. Оба бензобака расположены под полом, с выведенным под бампер выпуском, что заставляет нас дышать постоянно автомобильным флером. Конструкторы обеспечили возможность для демонтажа тента, рамки ветровых стекол, что важно для удобной перевозки и десантирования с самолета. Мягкий верх в некоторых местах держится на болтах, поэтому оперативно справиться с демонтажем не удается.


УАЗ прекрасно ощущает себя на ухабистом поле. Кабина сделана из голого железа, без малейшей шумоизоляции, поэтому приходится ехать в сопровождении орущего движка, гудящей трансмиссии, усиление звуковых эффектов обусловлено герметичным кузовом с тентом. Зато машина не боится колдобин, без проблем с пробоем подвесок. Тряска изрядная, что компенсируется мягкими передними стульчиками, но пассажиры на продольных лавках сзади испытывают все прелести.

Если сравнить Ягуар с базовым 469-ым, очевидны преимущества эргономики. Амфибия оснащена оригинальной передней панелью, с комбинацией приборов, по всей ширине расположенной пластиковой накладкой. Переднему пассажиру предусмотрен мягкий поручень, что является приятным бонусом.

Водительский инструментарий можно назвать сборной солянкой, представленной разными советскими машинами. Отсутствует даже ключ зажигания, для запуска двигателя следует повернуть флажок. Отметим наличие частокола рычагов, торчащих из пола в разнобой. Левая дверь оснащена табличкой-подсказкой, помогающей управляться с хозяйством. Информация должна быть заучена, ведь рычаги предназначены не только для переключения передач, но и включения внедорожных систем, подключения механической лебедки, гребных винтов, блокирования межосевого дифференциала и включения понижающей передачи.

Без ремонта 30 лет

Частое использование вездеходного арсенала обусловлено главной проблемой Ягуара, заключающейся в вялом двигателе, таскающем с трудом по грязи, колеям, 2-хтонную амфибию. Дунаев сетует, что мотор не дизельный, но в то время такого варианта не существовало.

Для компенсации дефицита тяги используют понижайку, обладающую передаточным числом 1,98, то есть практически удвоенным крутящим моментом, а также: от умения до упорства водителя. Благодаря энергоемким подвескам удается с ходу справляться с препятствиями, а благодаря громадному клиренсу 30 см – корпус застрахован от повреждения из-за грунта. Днище является ровным и гладким, поэтому обеспечивается скольжение машины по препятствию, без всяких преград. Движение является спасением для рук, ведь машина не оснащена усилителем.

Ягуар обладает непререкаемой проходимостью, может удерживаться на плаву, оснащен могучей лебедкой. Не стоит забывать, что вы управляете 30-летним музейным экспонатом, сохранившим оригинальную форму без реставрации. Мотор держит холостые не без труда, приходится пользоваться подсосом, синхронизаторы могут хрустнуть при переключении, да и тормоза иногда подводят. Правда, эта машина обладает существенным запасом прочности, который нельзя считать компромиссным. Плавает не хуже катера, ползает наравне с сухопутным внедорожником.

Перестройка

Для воплощения проекта, начиная с чертежей и завершая производством, понадобилось всего 3 года. Машина справилась с испытаниями, предложенными различными комиссиями и ведомствами. Должно было состояться принятие на вооружение. Государственные награды были вручены в 1983-ем году Владимиру Дунаеву, прочим сотрудникам УАЗа, создававшим Ягуар. Завод приступил к подготовке сборочной линии, очередную партию экспериментальных машин подвергли изнуряющим ресурсным тестам.

Пока инженеры занимались шлифовкой конструкции амфибии, страна была охвачена перестроечным ветром, который лишил финансирования даже Министерство обороны. Денег на продолжение работ не было, сделать проект гражданским не сумели, на производстве была модель 3160. Уже в 1990-ом году проект, созданный советскими конструкторами, оказался в архиве. Сегодня можно полюбоваться лишь несколькими сохранившимися экземплярами. В Ульяновске сохранена машина №14, выпущенная в 1989-ом году. Было несколько более поздних версий, не запомнившихся даже представителям завода.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв