9/9

Предшественник внедорожника Patriot

18-08-2021
Сергей Родионов

В этом году исполняется 24 года с того момента, когда в Ульяновске начали производить принципиально новый внедорожник УАЗ-3160. Данная модель считается предвестником современного Патриота, что отмечается в Instagram представителями Ульяновского автозавода.

В сообщении говорится, что 5.08.1997 года на конвейере создали первую партию УАЗ-3160, которая являлась абсолютно новой в сравнении с УАЗ-469 и модификациями, созданными на его базе. Комплектация первой модели состояла из 2,9 литрового бензинового карбюраторного мотора, мощностью 104 л.с., принадлежащего УАЗ-3151, внедорожнику предыдущего поколения. Затем модель оснащали более современными двигателями: 128-сильным 2,7-литровым агрегатом, а также 2,2-литровым турбодизелем мощностью 98 лошадиных сил.

УАЗ 3160 комплектовался пружинной передней подвеской, неразъемными мостами, 5-ступенчатой коробкой передач плюс гидроусилителем руля. Модель выпускали до 2004 года, собрав примерно 7,5 тысяч машин.

Причина создания УАЗ-3160

В течение нескольких десятилетий «уазик» превратился в нарицательное название. Многие автомобилисты, вспоминая об ульяновских внедорожниках, ассоциировали их с суровым и мужественным «козликом» защитного цвета. Хотя уже тогда выпускалось немало совершенно других УАЗов, более современных, комфортабельных и гражданских. Начало истории, связанной с современными Патриотами и Пикапами, более древнее, ведь они основываются на перестроечном УАЗ-3160, разработанном еще советскими конструкторами.

Ульяновский автозавод в Советском Союзе работал с одним главным заказчиком — Министерством обороны. Именно поэтому при создании УАЗ-469 добивались строгого соответствия техническому заданию военных. Прочие потребители мирились с особенностями, присущими автомобилю, обусловленными основным назначением.

В 80-ые годы разрабатывались модели 3-х и 5-ти дверных внедорожников, на замену «уазику». Заказ поступил от военных, поэтому конструкция 5-тидверного УАЗ-3172 соответствовала их требованиям. Одновременно происходило сокращение военных заказов и отсутствие спроса на продукцию УАЗа среди гражданских потребителей. Это объясняется специфичностью «уазиков», не совсем пригодных для дорог общего пользования. Именно тогда завод испытал технологическую проблему. Производство отличалось низкой автоматизацией, что было причиной тяжелых условий труда. Цеха были наполнены не постоянными рабочими, а временщиками, присланными получателями машин, собранных на заводе. Этот аспект являлся причиной пониженного качества.

Перед внедрением на заводе хозрасчета его руководители могли воспользоваться собственными деньгами. Тогда было принято решение о реконструкции кузовного производства и монтаже роботизированных сварочных линий, предназначенных для выпуска автомобилей по военным и народнохозяйственным заказам, а также для частных автомобилистов. Тогда у частников не было возможностей для покупки нового Ульяновского внедорожника, только списанного «Уазика». Хотя после внедрения рыночной экономики произошли резкие изменения.


Агония СССР стала причиной буксовки автопроизводства. Воспользоваться новыми производственными мощностями для создания УАЗ-3172 было нельзя. Его проект не учитывал использования роботов, и в целом ограничились ходовыми образцами, без готовой ходовой части. Ульяновцы решили не заниматься первой разработкой, приступить к созданию нового кузова, соответствующего существующему шасси модели 3151.

Ведущим конструктором, работавшим с проектом, был Вячеслав Осипов. Ему поставили задачу по скрещиванию старой основы с комфортабельным, современным верхом, чтобы создать версию конкурентоспособного внедорожника с хорошими потребительскими качествами.

Ульяновцы решили привлечь специалистов ВАЗа, чтобы спроектировать новый кузов. Они одновременно вели проект новой Нивы. Это было связано с приоритетом инженеров УАЗа на разработку военных версий. Тогда же произошел запуск научно-технического центра в Тольятти, располагавшего современными технологиями. ВАЗ занимался исключительно созданием новых моделей, от «восьмерки» до ВАЗ-2121. Ульяновские конструкторы не работали с гражданскими машинами, не разбирались в их дизайне.

Внешность УАЗ-3160 поручили разрабатывать В. Степанову — дизайнеру НТЦ ВАЗа, создавшему с коллегами несколько пробных версий ВАЗ-2123. Эти наработки легли в основу нового «уазика», поэтому кузов, придуманный для шестидесятки, очень схож с ВАЗ-2110, плавными линиями, мягкими обводами, отсутствующими выступающими элементами, скругленными переходами.

УАЗ-3160 стал более аэродинамичным в сравнении с прежним "козликом", обладал большим коэффициентом динамического сопротивления, мог разгоняться до 145 км/час. Правда, новый кузов пришлось подгонять к старой раме, имеющей короткую колесную базу. Новая машина отличается весьма своеобразными пропорциями, а кузов стал коротким плюс высоким. Она кажется крупной, но по длине равнозначна обычной малолитражке.

Новый кузов плохо дружил со старым шасси из-за геометрических размеров. Конструкторы, занимаясь компоновочными и доводочными работами, убедились в необходимости исправления имеющих недостатков. Благодаря работам, связанным с семейством 3172, конструкторы обладали неплохими наработками, связанными с ходовой частью, поэтому сумели наделить модель неплохими ходовыми качествами.

Революция посредством эволюции

Работая над УАЗ-3160, нельзя было обойтись без нового мощного, экологичного и тяговитого двигателя. Применение 16-клапанного ЗМЗ-406 разочаровало, он не соответствовал крупному и тяжелому внедорожнику. Лучшим вариантом был признан двигатель УМЗ с рабочим объемом 2,89 л, который выпускался предприятием АО «Волжские моторы» (бывшим Ульяновским моторным заводом) как в карбюраторном (УМЗ-421.10-10, 98 л.с.), так и впрысковом (УМЗ-4213, 110 л.с.) исполнении.

Схема трансмиссии осталась неизменной, требуя нововведений. Был оставлен традиционный парт-тайм, жестко подключаемый передний мост, без блокировок дифференциалов. Традиционные рессоры заменили компактной пружинной подвеской, способствующей улучшению пассивной безопасности плюс увеличению энергопоглощающей способности, присущей передним лонжеронам рамы, а сзади – малолистовыми рессорами. Увеличение колесной базы достигло 20 мм. Сегодня автомобили, имеющие все ведущие колеса, популярны потому, что позволяют проезжать в труднодоступной местности.

УАЗ-3160 был оснащен новыми узлами, например, пятиступенчатой полностью синхронизированной коробкой, с картером пятой передачи, состыкованным с корпусом. Реализована также разработка новой пятиступки, имеющей общий алюминиевый картер, хотя из-за нехватки комплектующих оставили 4-хступенчатую коробку передач. Также была изменена схема, управляющая мелкомодульной раздаткой. Эта задача решалась одним рычагом, а понижайка включалась одновременно с передним мостом.

Также УАЗ-3160 был оснащен травмобезопасной рулевой колонкой с регулировкой по высоте плюс гидравлическим усилителем рулевого управления, облегчавшим маневрирование на малых скоростях и уменьшавшим удары "по рулю" во время езды по бездорожью. Была воплощена разработка дисковых вентилируемых передних тормозов с 2-хпоршневыми суппортами, а также задних барабанных тормозов, оснащенных автоматическим подводом колодок к барабанам.

Технически шестидесятка приблизилась к обычным автомобилям, благодаря привлекательности и удобству внутри, с сохранением потенциала, свойственного настоящему внедорожнику, имеющему геометрическую проходимость.

Всё для людей

Недостатком ульяновских машин был комфорт в салоне. Новая модель была оборудована нормальным салоном, двери и панель приборов получили пластиковую отделку, стекла опускались, пухлый обод руля, центральная консоль и прочие салонные атрибуты, присущие легковушкам. Со временем комбинацию приборов дополнили окошком с цифровым одометром. Салон обрел функциональность. Заднее сиденье складывалось, багажное отделение оснащено откидными сиденьями, чтобы увеличить вместимость до семи человек.


Откидной борт впоследствии заменили открывающейся в сторону дверью с запасным колесом, хотя калитка осталась правосторонней, аналогично японским праворульным джипам. Публика познакомилась с первыми образцами в 1993 году, но экономические проблемы стали причиной запуска на конвейер только в 1997 году. Новая модель внедорожника была изображена в 1993 году в августовском выпуске журнала «За рулем».

5 августа уже можно было полюбоваться первыми 5-ю серийными автомобилями нового семейства. Это было важное событие, воспринятое заводчанами, а страна смогла порадоваться полностью отечественному, при этом вполне современному и доступному внедорожнику. Качество сборки, окраска была гораздо лучше прежних «уазиков. Некоторые комплектации дополнительно оснащались электрическими стеклоподъемниками, легкосплавными дисками, люком в крыше, «кенгурятником» и подножками.

Спрос на эту модель был вначале небольшим, что обусловлено недостатком доводочных работ, а также вполне солидной ценой. Также водители столкнулись со сложностью ремонта агрегатов по гарантии. В связи с обходными технологиями производства, количество обращений в автосервис было достаточно большим.

На освоение стабильного массового производства понадобилось около 2-х лет. Помимо «короткой» версии, начался выпуск автомобиля УАЗ-3162, имевшего увеличенную колесную базу и измененные пропорции кузова. Благодаря широким задним дверям посадка пассажиров второго ряда стало удобнее. Этим объясняется выпуск впоследствии УАЗ-3162 вместо УАЗ-3160, который был конструктивной основной для модельного ряда, ставшего сегодня популярным.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв