9/9

Начнется ли сборка Chery на УАЗе?

15-03-2022
Контент-менеджер / СпецТюнингУАЗ

В последнее время появляется все больше сообщений о планах китайской компании Chery Automobile, связанных с размещением производства своих автомобилей на мощностях, принадлежащих Ульяновскому автомобильному заводу, входящему в состав Sollers. О данном проекте упоминалось в переговорах председателя КНР Си Цзинь Пиня с Владимиром Путиным, посетившим открытие Олимпиады в Пекине. Партнерство не ограничивается только производством автомобилей, но и развитием новых технологий, связанных со сферой электротранспорта, перспективными модулями и материалами для автомобильной промышленности. О каких перспективных модулях шла речь, пока не уточнялось, поэтому уделим внимание автопроизводству.

Известно, что УАЗ нуждается в стратегическом партнёре. Данная проблема особенно обострилась после неудачного запуска совместного с Isuzu предприятия. Тогда партнеры планировали заняться освоением производства внедорожника Isuzu MU-X, а также новой модели лёгкого грузовика УАЗ Сити на агрегатах японской фирмы и на мощностях Ульяновского автозавода. Правда, проект реализовать пока не удалось. К возможному варианту со сборкой электровнедорожников MWM Spartan серьезно, похоже, никто не относился, если исключить некоторых журналистов.


Проект возможного сотрудничества с Chery может стать соломинкой, настоятельно необходимой УАЗу. И очень неожиданным вариантом, позволяющим российскому производителю позитивно смотреть в будущее, как ближайшее, так и отдаленное. Ведь представители китайской компании давно упоминали о вероятной организации собственного производства, включая электромобили.

Нельзя игнорировать удачные переговоры между двумя главами государств. Владимиру Путину удалось подтвердить, что сотрудничество с КНР успешно развивается, особенно на фоне критических отношений с Западом. Данная успешность подтверждается многочисленными подписанными межправительственными и коммерческими соглашениями, касающимися, к примеру, поставок природного газа в рамках дальневосточного маршрута и поставок нефти китайским потребителям по новым условиям.

Проект сотрудничества между компаниями Соллерса и Chery является не менее важным для нашей страны. Он нужен и китайской стороне. Правда, данная фирма является чемпионом по объявленным проектам сотрудничества с зарубежными партнерами. Компания Chery высказывала пожелания, связанные со строительством заводов или заказом сборки своих машин, чаще других конкурентов. Правда, дальше презентаций дело заходило редко. Подписание ни к чему не обязывающих протоколов о намерениях является отличной и почти бесплатной рекламой, и китайцам нравится использовать подобную возможность. Даже если проекты не реализуются, это не ухудшает репутацию компании, а становится позитивным показателем для поднятия внутриполитического реноме фирмы.


Даже наличие простого экспортного намерения акцентирует тот факт, что фирма руководствуется мудрыми заветами руководства страны. Китайское правительство позитивно относится к экспорту автомобилей, частично компенсируя затраты. Даже для государственной компании, которой является Chery Automobile, это существенное подспорье. Электромобилей с недавней поры это тоже касается. Напомним о заключенном в 2015 году соглашении между китайской фирмой Hawtai и КАМАЗом. Но с тех пор ни одного Хавтая российской сборки так и не появилось. В 2015 году, в связи с крымскими международными санкциями, российскому руководству также была необходима поддержка китайских партнеров, которая тогда так и не последовала, хотя бы в отношении указанного проекта.

В России Chery обладает богатым списком сиюминутных контрактов. Хотим напомнить, что производство автомобилей китайского бренда осуществлялось еще недавно на площадях Калининградского Автотора. Сейчас весь ассортимент продаваемых в РФ машин остается импортного производства, что свидетельствует о прекращении в Калининграде данной сборки. Еще раньше сборка машин Chery производилась на Новосибирском заводе Трансервис, с 2005 до 2006 года. Автотор также реализовывал более ранний проект, на 10 лет раньше последующего. Во всех проектах производилась контрактная сборка.

Только проект с Трансервисом включал создание совместного предприятия, так и не заработавшего. Как утверждают участники того проекта, китайцам не хотелось стать совладельцами капитала Новосибирского автозавода, они предпочли пойти менее рисковым путем контрактной сборки на Автоторе.

Все перечисленные начинания отличаются общим признаком: китайская сторона не стремится к равному партнёрству с представителями нашего бизнеса. Они хотят ограничиться либо сборкой по заказу, либо продажей машинокомплектов. Данный принцип исповедуется и всеми прочими китайскими фирмами. Они либо самостоятельно занимаются организацией производства, либо довольствуются контрактными взаимоотношениями, чтобы не разделять финансовые риски. Пример БелДжи нельзя считать показательным: это не Россия, и мы ничего не знаем о неформальных преференциях, полученных китайцами от Лукашенко.


Именно поэтому, руководствуясь имеющимися аналогиями, партнёрство с «Соллерсом» может оказаться маловероятным. Возможно, мы чего-то не знаем, и картина, оказавшаяся перед нами, искажена. Эксперты по китайской автомобильной промышленности утверждают, что успех совместных проектов с китайцами находится под вопросом. Это связано с разным менталитетом, разными подходами к организации бизнеса. Китайцы сами занимаются сборкой и продажей, а наши могут закупать бренды, чтобы двигаться дальше самостоятельно. Среднее маловероятно, кроме продажи услуги «льгота под ключ».

Если руководствоваться разнонаправленными заявленными формами сотрудничества, сторонам пока не удалось договориться о совместной пользе друг для друга. Проект может ограничиться, например, созданием перспективных модулей. Совместного автомобильного производства пока не видно, что обусловлено сложностью организации сборки автомобилей Chery на Ульяновском автозаводе.

Нынешнее состояние сборочных конвейеров не соответствует сборке не рамных машин. Конвейер, используемый для производства Буханок, совсем не пригоден, а конвейер, используемый для сборки Профи и Патриота, требует солидной реконструкции. Даже поговаривают, что проще заняться строительством нового завода, чем модернизацией старого. Предприятие обладает лишь универсальным окрасочным комплексом, а экспорт сварочного оборудования и штамповки понадобится из Китая.

При любой модернизации УАЗа неизбежной окажется остановка производства нынешних моделей. Несмотря на снижение продаж, прибыль компания еще получает, да и резерв имеется. Даже нынешний вид УАЗ позволяет думать о ближайшей перспективе, с определенной рентабельностью и коллективом, состоящим из 10 тысяч сотрудников. Если предпринять одномоментную остановку, связанную с реконструкцией, можно гарантированно забыть о привычных машинах УАЗ, что станет причиной небольшого социального коллапса. Китайской стороне решить такой вопрос было бы легче, но руководству «Соллерс» подобный шаг никто сделать не позволит.

Возможно, партнеры пойдут третьим путем, создадут, например, формальную отверточную сборку китайских моделей, ограниченную отдельным цехом, по аналогии с Isuzu. Ввоз готовых кузовов будет нерентабельным, если только в проекте не указано о переходном периоде отверточной сборки. Данный документ пока не оглашается. Хотя, при обеспечении высокоуровневой поддержки, проект будет обеспечен нужными преференциями. Новый СПИК окажется наиболее реальным путем взаимодействия Chery и УАЗа, особенно в отношении электромобилей. Заключение отдельного специального инвестиционного проекта под автомобили с ДВС маловероятно. Это обусловлено практически невыполнимыми существующими требованиями по локализации для Chery.

Логичность обсуждаемого альянса пока кажется не очень очевидной. По сообщению информагентств, определение конкретных параметров совместного проекта запланировано до середины 2022 года.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв