История создания УАЗ 469

01-08-2018
автор Спецтюнинг РФ

В середине 60-х началось создание новой модели. В числе проектировщиков был выпускник московского автодорожного института Альберт Рахманов. Вскоре руководство заметило, что молодой специалист обладает задатками дизайнера. Но в 1956 году, когда Рахманов приехал на завод, слово дизайнер было никому не знакомо. Несмотря на это им было выполнено множество рисунков и чертежей, которые до сих пор сам автор называет «почеркушками». Если смотреть на них с профессиональной точки зрения, то это действительно «почеркушки», но именно из них стал постепенно вырисовываться новый образ 469.

Следует отметить, что характерный внешний вид уазика появился не сразу, прежде было создано несколько десятков вариантов модели, пока, наконец, художественный вкус в союзе с инженерным прагматизмом не выработали конечную версию будущей модели уаз.

По словам Альберта Рахманова, «мордочка» у этой машины выглядит добродушной, неслучайно даже в армии ее называют «Бобиком», напоминающим добродушную, преданную собачку, не агрессивную- это совершенно ясно. Машина в какой - то степени издавалась и для военных и для гражданских целей. В том, что разработанный для армии внедорожник пригодится на гражданке, сомнений не было, ведь в стране достаточно мест, где условия передвижения максимально приближены к боевым. Первый УАЗ 469 сошел с конвейера в 1972 году. Сначала новые машины давали только высшему командному составу вооруженных сил и поставляли в зарубежные группировки войск.

Характеристики УАЗ модель 469

Мощность Двигателя:
75 л.с.
Максимальная скорость:
100 км/ч
Дорожный просвет:
300 мм
Полная масса:
2350 кг.

При всей схожести армейский УАЗ значительно отличается от народно хозяйственной машины. На конвейере их ни когда не спутают, этого не допустит военная приемка.

По словам Владимира Тарасова (Начальник военной приемки), специально для этой машины были разработаны редукторные мосты, которые ходят более 200 тыс. км, а также был разработан агрегат- коробка перемен. передач. Это подразумевало, что подвеска в отличие от народного хозяйственного автомобиля, здесь станет более жесткой. На автомобиль теперь устанавливали и специальную светотехнику, в частности герметичные фары.


Показательным является тот факт, что 27 сентября 1974 года при восхождении на Эльбрус несколько альпинистов провалились в расщелину, из-за сложных погодных условий авиация не могла доставить к месту трагедии медикаменты и оборудование. Спасатели обратились к заводским испытателям, которые по заказу военных проверяли УАЗ 469 в условиях горной местности. Любая техническая неисправность на крутом горном склоне могла привести к трагическим последствиям, но ради спасения людей пошли на риск. Это восхождение в западной прессе назвали: "Сумасшедшим русским штурмом". И отказывались верить, что за 38 минут на высоту более 4 000 метров поднялись серийные автомобили.

До сих пор неофициальный рекорд так и остался непревзойденным.


Таким образом, о всепролазности уазов ходят легенды. В начале 1980 по дипломатическим каналам из Эфиопии, поступил неожиданный заказ на большую партию передних и задних уазовских мостов. Зачем? Оказалось, что африканские товарищи собираются установить их на поломавшиеся «Land Rover’ы», так как именитые вездеходы не выдержали жестких условий эксплуатации, и было принято решение о замене английской ходовой части на советскую!

Не следует забывать, что боевую проверку советские внедорожники прошли и в Афганистане, за УАЗиками советских военачальников велась настоящая охота. 23 февраля 1984 года, в канун дня советской армии, моджахеды решили провести показательную акцию устрашения. Когда машину заместителя главного военного советника с секретными документами возвращалась с военного аэродрома на базу в Кундузе она попала в засаду.

Впоследствии Сергей Жильцов (Военный переводчик, сидел в уазике) рассказал о том, как было совершено нападение на машину, как моджахеды вышли на обочину и в упор стали расстреливать приближающуюся машину. Но надо отдать должное нашему водителю, он не испугался, но после первой очереди почувствовал, что машина теряет обороты. Включив вторую передачу, он дернул на себя заслонку газа и стал продолжать движение, направив машину прямо на моджахеда. Несколько километров по разбитой бронетехникой дороге шла искалеченная машина, чтобы достичь ближайшего блок поста. Осмотрев автомобиль, специалисты были удивлены, как УАЗик сумел преодолеть этот путь.

В ней насчитали 17 пулевых отверстий. Было пробито все, что только возможно: радиатор охлаждения, масленый радиатор, крышка трамблера из нее выпали фрагменты, но при всем при этом она осталась на трамблере, и это позволило машине не остановиться.

Таким образом, афганские события показали, насколько эффективными в современной войне могут быть советские внедорожники.

В начале 80-х министерство обороны поручило Ульяновскому заводу создание нового автомобиля, с уникальными свойствами. Данная машина получила секретный шифр "Ягуар".


По словам Вячеслава Деменьтева (начальника бюро Испытательного комплекса), тема была засекречена. Но избежать расспросов при эксплуатации автомобиля на дорогах общего пользования было невозможно. Значит, и водители в итоге выучили все наши «отмазки» от надоедливых расспросов. Значит, когда спрашивали:

- Что за автомобиль?

Подходили к дверям, щелкали ручкой говорили:

Видишь ручку? - Жигулёвская, значит Жигули.

- А что за двигатель стоит?

- Смотри какой большой капот - камазовский!

- А где производят?

- Ну ты что номера не знаешь? Куйбышевские!

Вот так и путали.

О новой разработке Ульяновского Автозавода стало известно и на западе

Вскоре было доложено: 27 августа 1978 года. Арлингтон, штат Виржиния, Пентагон, начальнику авто бронетанкового управления Армии США. Секретно. В СССР начались работы по созданию нового поколения автомобилей амфибий для сухопутных войск. Предполагается, что в случае полномасштабной войны на европейском театре боевых действий они смогут обеспечить пехоте форсирование водных преград сходу.


Во время испытаний в 1982 году, "Ягуар" своим ходом прошел по Волге от Ульяновска до Астрахани. Автомобиль был оснащен всеми корабельными принадлежностями: от ходовых огней до насоса для откачки воды из трюма. Поскольку плаванье проходило вдоль густонаселенных районов, о соблюдении секретности уже не было и речи.

По словам очевидцев, выплывали на берег, открывали за цепочку кингстон, а это значит, что при этом свободно текла вода. Часто бывало, что мы в это время уже двигались по направлению к заводу, и обгоняющие нас водители сигналили, махали руками и показывали, что из машины что-то течет, и требовали, чтобы мы срочно остановились и устранили эту неприятность, неисправность.


"Ягуар" выдержал испытания во всех климатических зонах: от высокогорья, до заполярья. ВАЖНО:, что он опроверг мнение о том, что одновременно хорошо ездить и плавать невозможно!

Характеристики УАЗ модели «ЯГУАР»

Характеристики УАЗ модели «ЯГУАР»

Скорость по суше:
110 км/ч
Скорость по воде:
7 км/ч
Вместимость:
6 чел
Полная масса:
2050 кг

Досадно, что на конвейер "Ягуар" так и не попал, так как в начале 90-х годов у Советской армии уже не было средств на закупку данных машин.


В конце 20го столетия, несмотря на успехи военного автопрома, российская армия снабжалась лишь одной моделью компактного внедорожника, модернизированной версией УАЗ 469. Как командирская машина он продолжал устраивать военных, однако меняющаяся военно - политическая обстановка диктовала свои условия.

В 21 веке призрак всемирной ядерной катастрофы сменила реальная угроза локальных вооруженных конфликтов, поэтому понятия фронта и тыла потеряли смысл. Террористы теперь предпочитают наносить удары исподтишка. 6 октября 1995 года в центре Грозного на радиоуправляемом фугасе подорвалась машина командующего федеральными силами генерала Романова. Стало очевидно следующее : армейскому автомобилю необходимо научиться защищаться и атаковать.

Спустя 2 недели в главном автобронетанковом управлении состоялось срочное совещание, на которое были приглашены представители ведущих отечественных автопредприятий.

Анатолий Сингур (Зам. главного конструктора по испытаниям)

В это время в министерстве обороны поднялся вопрос о создании именно бронированного автомобиля для армии. Рассматривались несколько вариантов, один из них - это создание нового бронированного автомобиля, и второй вариант предполагал создание броне автомобиля на существующих шасси. Ну и так как автомобили Ульяновского Автозавода, а именно УАЗ 469, обладают достаточным запасом прочности, было принято решение, первые броне автомобили изготавливать именно на шасси ульяновских автомобилей

Сложность задачи заключалось в том, чтобы сделать бронирование незаметным для противника и при этом не ухудшить технические характеристики. За помощью обратились в НИИ Стали, где уже с 70х годов создавались бронированные правительственные машины. Для военного внедорожника был разработан специальный бронемодуль, который обеспечивал защиту автомобиля со всех ракурсов обстрела.

Грубоватый с виду бронемодуль имеет допуски размером не более 2 мм. При его изготовлении применяются самые современные лазерные и плазменные технологии, основным материалом служит сталь с уникальным сочетанием прочности и вязкости.

Важно отметить, что специальный бронеавтомобиль защищен 6мм броней и многослойным стеклом, которое на расстоянии до 10 метров выдерживает прямое попадание пуль калибра: 7.62 и 5.45 мм. В общей сложности специальный бронированный модуль, состоящий из бронированных пластин весит почти пол тонны. При этом силами экипажа он устанавливается на автомобиль всего за 4 часа.

Но при всех достоинствах машины неожиданно выявился серьёзный недостаток бронеавтомобиля: внутри машины было невыносимо жарко, солдаты на испытаниях теряли сознание от духоты, пришлось срочно дорабатывать автомобиль.


Александр Елисеев (председатель НКТ ГАБТУ, генерал-майор) заметил, что по внешнему виду автомобиль ничем не отличается от тех, которые бегают по нашим дорогам, но в тоже время здесь, внутри, размещается броневая защита, имеются бойницы для ведения стрельбы, здесь же мы учли и те недостатки, которые выявились в ходе испытаний и в ходе эксплуатации машин, которые выпускались ранее.

Характеристики УАЗ модель СБА-4

Тип Бронирования:
Скрытый
Класс защиты:
6 (Бронебойные пули калибра 7,62 автомата АК и винтовки СВД)
Полная масса:
2500 кг

Первыми пользователями новой техники стали сотрудники военной комендатур в Чеченской Республики. Для них огневой контакт с бандитами стал повседневным явлением и дополнительная защита пришлась очень кстати.

Владимир Лесняк (Начальник атослужбы СКВД) неоднократно говорил о том, что комендант всегда находится на мушке, на прицеле и очень много из них подвергались обстрелу, но их жизни спасла броня.


Но подобная бронемашина - это лишь пассивное средство защиты. Для того, чтобы идти в атаку, был создан десантно - штурмовой автомобиль "Гусар". 12 мая 2004 года, Пентагон начальнуку штаба автобронетанковых войск, секретно. В зоне северокавказского конфликта отмечено появление российской боевой машины нового класса. По тактикотехническим характеристикам она соответствует штурмовому автомобилю М 998 Хаммер.

Несмотря на то, что "Гусар" в отличие от Хаммера принадлежит к классу легких вездеходов, он способен решать серьёзные боевые задачи.

Офицер спецназа рассказал,что машина предназначена для усиления мобильности подразделения специальной разведки, а также для увеличения огневой мощи при поддержке и при проведении специальных мероприятий. Увеличен запас хода, увеличена противопульная броня, произведено локальное бронирование двигателя, топливных баков.

"Гусар" оснащен мощной силовой установкой, рацией, широкопрофильными шинами. Вооружение 2 пулемёта кругового обстрела и автоматический гранатомёт "Пламя".

Армия не только смотрит на развитие мировых тенденций по созданию полноприводных автомобилий, но и использует опыт научный, который существует сейчас в том числе и на Ульяновском заводе, ведет постоянные поисковые работы по совершенствованию и созданию новых перспективных образцов.

В начале 90х на Российских дорогах появились потомки западных военных джипов - роскошные off-road'ы для богатых владельцев. По комфортабельности и скоростным качествам они значительно превосходили российские армейские внедорожники. Но у военных во всем мире по-прежнему ценнее спартанская умеренность в сочетании с высокой надежностью, и в этом русский джип остается одним из лучших. Закономерным является тот факт, что в 2004 году именно российские УАЗ'ы были отобраны экспертами ООН для своей миссии в Афганистан.



Были также проведены сравнительные испытания с Ж классом и с Военной модификацией Toyota и УАЗ 351 не показал худших результатов, по некоторым даже превосходил.

В прочем новые технологии постепенно внедряются даже в столько консервативный армейский джип. Сегодня вы впервые можете увидеть одну из последних разработок Ульяновского Автомобильного Завода. По признанию специалистов, автомобиль "Скорпион" представляет собой новый вид легкого боевого вездехода. Он оснащается крупногабаритным пулеметом и по огневой мощи не уступает боевой машине пехоты. Низкий профиль, скрытое бронирование и высокая скорость улучшает живучесть как на открытом поле боя, так и в лабиринтах городских кварталов.

Главная особенность нового российского автомобиля заключается в том, что "Скорпион" – невидимка (стелс), его кузов имеет радиопоглощающее покрытие, незаметное для локаторов противника. Сегодня незатейливая транспортная машина постепенно превращается в мощный боевой комплекс, вбирающий в себя лучшие научно-технические достижения. Российская боевая техника всегда была на высочайшем уровне. И, возможно, именно военные технологии поднимут отечественный автопром на новую небывалую высоту.


Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв