История создания спец автомобилей на базе УАЗ


История легендарного УАЗа, неставшего брендом Ульяновской области, ГАЗ-63 принес его создателям Сталинскую премию, а ведущему конструктору Петру Музюкину еще и новую должность. Он был назначен главным конструктором Ульяновского Автозавода, где в 54 году разворачивается выпуск нового внедорожника. Спроектировали этот автомобиль в Горьком, в качестве точки отсчета взяли серийный ГАЗ-67 и все переделали заново. Основные узлы и агрегаты применили от самых современных на тот момент автомобилей: ГАЗ-51, Победа, ЗИЛ. Если предыдущий автомобиль был продуктом военного времени, то нынешней уже стал отвечать требованиям мирного периода. Это было подчеркнуто в официальном названии автомобили "Труженик". Хотя тут присутствовала некая доля фаресиста, в техническом задании на ГАЗ-69 точно указывалось: "тегач батальённых орудий и минамётов".


Первые экземпляры машины несколько отличались от серийных: чуть иная линия капота, какое-то не такое лобовое стекло, но вобщем и целом облик "Козлика" не менялся многие годы. Почему "Козлика"? Да так уж прозвали в народе этот прыгучий вездеход. Жесткая подвеска и короткая колёсная база заставляли машину резво реагировать на каждую кочку. На максимальной скорости это становилось уже не столько весело, сколько опасно. В остальном же "Козлик" был выше всяких похвал. Не английский ЛандРовер, ни американский Виллис не могли тягаться с нашим вездеходом на пересеченной местности, и по оснащенности наш джип выглядел довольно солидно, был вентилятор салона и даже отопитель.


Следует отметить, что спустия два года после запуска в серию производство козликов перемещается из Горького в Ульяновск. Смена «прописки» отразилась на решетки радиатора. Отныне машины зовутся УАЗами, а чаще "уазиками". Вездеход выпускался в двух версиях:



1. Двухдверные с откидным задним бортом и деревянными лавками в кузове, на бампере устройство для буксировки 800кг прицепа или пушки, под левой рукой водителя фара-искатель. Этот вариант применялся как легкий тягач и средство доставки 8 солдат. Такие машины широко использовались в гражданских силовых структурах. Как тут не вспомнить сибирского шерифа, деревенского детектива Анискина, лихо разгонявшего своим УАЗиком колхозниц на полевом стане.

2. Четырехдверный, пятиместный вариант звался командирским, а на гражданке- председательским. Из дополнительных элементов комфорта можно назвать заднее мягкое сиденье. Брезентовый тент не снимался, а откидывался назад, так что по формальному признаку УАЗ-69а величался фаритоном.


Стоил козлик недешево, 14 тыс. дореформенных рублей. Для сравнения в 1958 году гораздо более комфортабельный Москвич-407 надо было отдать всего то на 2 тысячи больше. Но купить УАЗик было невозможно, так как вся продукция шла по госзаказу. На парадах козлики выглядели франтами - белые решетки радиатора, красочные эмблемы на дверцах.


В повседневной армейской жизни для гламура места не было, зато служебных обязанностей - непочатый край: военная автоинспекция, химическая разведка, фельдьегерская связь. Козлики служили военно десантных подразделениях, на них монтировалась аппаратура проверки ракет, они также доставляли авиационные экипажи к воздушным судам. А вот пара редчайших экспонатов из коллекции музея артиллерии инженерных войск: первый советский противотанковый ракетный комплекс Шмель.


От УАЗика требовалась быстро и скрытно выдвинуться наперерез неприятельским танкам и выпустить по ним 4 управляемые ракеты, после чего точно также спешно ретироваться. Интересно, что оператор наводчик сидел спиной вперед и наводил ракеты на цель через бинокль. От огненных струй стартующих ракет кабину защищала стальная накладка, а вот от вражеских пуль защита не предусматривалась.

Еще один раритет 60-х годов - командно-штабная машина Р-125, служила для обеспечения связью командиров сухопутных частей. Имела на борту одну коротко волновую станцию и две УКВ диапазона. Все это электронно ламповое хозяйство с трудом помещалось в кузове козлика.


Отдельный разговор про УАЗики с жестким верхом. Ставили его не для удобства пассажиров, а чтобы они не сбежали, таким спецтранспортом комплектовали отделения милиции и военные гоуптвахты. Водительская кабина отделялась от кузова стенкой с глазком, чтобы задержанные не дали деру на светофоре, задняя зарешеченная дверь запиралась снаружи.

Была попытка переформатировать вездеход в обычный заднеприводный автомобиль, вариант под названием ГАЗ-19 так и не вышел из стадии испытаний. При поточном выпуски козликов сложно что-то было менять в их конструкции. УАЗы экспортировались в 56 стран мира. Большая часть по линии министерства обороны. Кроме того сборка вездеходов была налажена в Румынии и КНДР.

В заключении истории про козлика мы вам покажем загадочный экспонат военно исторического музея Южной Кореи ГАЗ-69 с таинственной грайверовкой на кнопке звукового сигнала, что означают эти буквы и как они здесь появились сотрудники музея объяснить не смогли (Купенов).

Характеристики автомобиля вездехода ГАЗ (УАЗ) 69

Года выпуска:

1953-1972

Число мест:

5

Мощность двигателя:

55 л.с.

Максимальная скорость:

90 км/ч

Количество экземпляров:

634 285 шт


Молодое КБ Ульяновского АвтоЗавода сразу же занялось проектированием нового автомобиля: в его основе лежали узлы серийного козлика, но компоновка была абсолютно иной. Первый в мире внедорожник вагонного типа появился на свет в 55 году экстерьером безкапотного УАЗ 450 занимался дизайнер Владимир Арьянов. Внешность опытных образцов была на столько не тривиальной, что заводские технологи попросили нарисовать что-то попроще. Если опытную машину сами конструкторы в шутку окрестили "Сорокой", то серийную раз и навсегда нарекли «буханкой». Машина получилась исключительно удачной: полный привод и раздаточная коробка давали буханке преодолевать любые препятствия. В то же время по меркам, середины прошлого века, внутри УАЗа было достаточно комфортно, а скорость на шоссе достигала 100 км/ч. Родоначальником семейства ульяновских вагончиков стала скорая помощь.


Кроме водителя и двух санитаров в кузове располагалось 6 больных. Неотложек с проходимостью вездехода на тот момент не было ни в одной армии мира. Спустя половину века после начала производства внешность буханки изменилась незначительно. И хотя эстетические, эксплуатационно и эргономически требования за эти десятилетия ушли далеко вперед, армия отказываться от Ульяновских Микроавтобусов не спешит, как говорится: дешево и мило. В 80 годах на УАЗе разработали новое поколение санитарных вездеходов, но по ряду причин проект развития не получил. А вот правнуки 450 и по ныне поступают на снабжение российской армии.

Что же касается прозвища "Буханка", ну что же тут обидного, не даром в России говорят хлеб всему голова.

Характеристики микроавтобуса вездехода УАЗ 450:


Года выпуска:

1958-1965

Число мест:

9

Мощность двигателя:

62 л.с.

Максимальная скорость:

100 км/ч

Количество экземпляров:

55 319 шт


дата публикации: 24.08.2017



Обсуждение статьи